Логопедические упражнения на звук р для детейОдним из важнейших компонентов развития ребёнка является его правильная и складная речь. Для того, чтобы дошкольник смог найти себе друзей и без проблем общаться со сверстниками, звукопроизношение должно быть понятным для окружающих. Но существует ряд так называемых «проблемных» звуков, которым относится звук «р». Именно звук р самый сложный при постановке, и появляется он в речи ребёнка одним из самых последних. При норме малыш должен уметь выговорить его уже к шести годам, но что же делать, если ваш ребёнок не смог самостоятельно овладеть звуком р?

Причины отсутствия звука р у ребёнка

Есть ряд причин, по которым ваш малыш не смог «осилить» звук р.

  1. Логопедические упражнения на звук р для детейУкорочённая уздечка языка. Это одна из самых распространённых проблем при постановке звука р. Ведь для проведения логопедических упражнений на звук р просто необходим верхний подъём языка.
  2. Слабый выдох. Для преодоления этой проблемы достаточно проводить ряд упражнений дыхательной гимнастики. Со временем и при условии правильного выполнения заданий ваш малыш вскоре сможет выговорить проблемный р.
  3. Недостаточная развитость органов артикуляции. В этом случае поможет артикуляционная гимнастика. Для правильного выполнения упражнений для постановки звука р вам просто необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он дал перечень заданий.
  4. Недостатки речи у родителей. Да, именно ваша речь может стать преградой для правильного звукопроизношения вашего ребёнка. Если у вашей семьи есть речевая патология, то, вполне возможно, что ребёнок, повторяя, за вами просто не выговаривает правильно проблемные звуки.

Логопедические упражнения

Если речевых патологий у вашего ребёнка не обнаружено, а вы не хотите ждать пятилетия малыша, чтобы услышать долгожданный «р-р-р», то вам необходимо перед постановкой провести маленькую диагностику. Начинается она с упражнений на изолированное произношение р. Если у ребёнка не получается «порычать», переходим к следующему пункту. Стоит проверить произношение звука вначале, середине и в конце слова. Для этого упражнения можно и даже необходимо использовать демонстрационные карточки. Например, если мы просим малыша повторить слово «тигр» мы показываем ему этого самого тигра.

В зависимости от того как у ребёнка получается произносить проблемный звук и происходит его коррекция. Если звук есть в изолированном виде, то нужно работать над его автоматизацией в слогах, а затем в словах. Если же звук р не произносится ребёнком отдельно, то мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Читайте еще:  Продукты, которые повышают лактацию грудного молока

Вполне достаточно родителям четырёхлетнего малыша начать с этого. Потому как в 3-4 года речевой аппарат просто ещё не готов выговаривать р. Упражнения на постановку р опытные логопеды рекомендуют начать именно с гимнастики. Здесь дела обстоят так же как и в спорте: без разминки мы не бежим трусцой и не прыгаем в длину.

Дыхательная гимнастика при постановке звука р

Ниже будут приведены примеры упражнений, которые необходимо освоить для постановки звука р:

  • Логопедические упражнения на звук р для детей«Задуй свечу». Упражнения выполняется в нескольких вариациях: в первом случае ребёнок дует на свечу сильно — тушим огонь, во втором случае — слабо, чтобы огонёк «танцевал» Со временем вы можете менять расстояние между свечой и ребёнком, тем самым усложняя упражнение.
  • «Весёлые пузырьки». Это упражнение знакомо всем из детства. Часто мы, попивая молоко или воду из трубочки , вдували воздух в стакан, тем самым создавая целую бурю там. Для того чтобы малышу было ещё интересней мы можем взять несколько стаканов и в каждый из них добавить пищевой краситель.
  • «Сдуй снежок». Это упражнение требует концентрации внимания не только у детей, но и у взрослого. Кусочек ватки мы должны положить на кончик носа ребёнка. Рот должен быть приоткрыт, кончик широкого языка приставляем к верхней губе и начинаем дуть. Струя воздуха должна поднять нашу ватку вверх — только в таком варианте упражнения считается правильно выполнимым.

Артикуляционная гимнастика при постановке звука р

Чаще всего название упражнений в артикуляционной гимнастике говорят сами за себя. Сейчас мы разберём самые универсальные и любимые детьми:

  • Логопедические упражнения на звук р для детей«Вкусное варенье». Для выполнения этого упражнения совершенно незачем съедать банку варенья, как могло показаться. Достаточно просто представить, что кушая ложечку вкусного клубничного варенья ты случайно, измазался вокруг рта. А язычок нам помогает убрать остатки из поверхности губ и за их пределами. Начинаем с верхней губы, затем проводим по нижней губе. Усложняем упражнение — проводим по часовой стрелке вокруг рта, затем против часовой.
  • «Маляр». Это задание требует от вашего ребёнка быть ещё тем фантазёром. Нужно представить, что язычок-это малярная кисточка, а вот — это комната, где зубы -з абор, щёки-стены, а нёбо-потолок. Так вот, пришла пора ремонтных работ и нужно нашу «комнату» разукрасить во все цвета радуги.
  • «Грибок». Это упражнения является обязательным при постановке звука р и его нужно выполнять регулярно и правильно для достижения эффекта. Итак, теперь язычок-это грибок. Кончик языка-это шляпка, а корень языка-это ножка. Малышу нужно широко улыбнуться и «прилипнуть» кончиком языка к нёбу, затем вытянуть «ножку» нашего грибка. Если упражнение получается не с первого раза, логопеды рекомендуют подключить ещё одно упражнение — «Лошадку». Во время «цоканья» язычок ребёнка находится в нужной для «Грибка» позиции. Теперь нужно только постараться задержать в таком положении язычок.
Читайте еще:  Мастер-класс по рукоделию: детский плед спицами по схеме

Рекомендации логопеда

Логопедические упражнения на звук р для детейСегодня существует множество сайтов и форумов, где мамочки, научившие своих деток правильно говорить, делятся опытом, но не стоит забывать, что именно мнение специалиста должно быть в приоритете. Поэтому перед тем, как сажать ребёнка перед собой и начинать осваивать логопедию в домашних условия необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, который покажет и расскажет, что именно вы должны делать.

Во-первых, имея при себе уже перечень упражнений от логопеда вам необходимо оборудовать в детской комнате «рабочую» зону. В ней должен быть стол, стулья для вас с ребёнком. Над столом должно быть размещено зеркало для того, чтобы малыш при выполнении упражнений мог видеть себя и вас.

Во-вторых, занятия должны быть регулярными. Нет смысла усаживать ребёнка раз в неделю и мучить его час. Достаточно для достижения результата ежедневно выделить для гимнастики не более десяти минут.

И, в-третьих. Уважаемые родители, вы должны понимать, что быстро поставить звук р не получится и у самого опытного специалиста. Это трудоёмкий процесс, в котором должны брать участие три стороны:логопед — родители — ребёнок. Если в этой цепи отсутствует хоть одно связуемое, результата не будет. Не нужно заставлять трёхлетнего малыша говорить р, как было сказано ранее, его речевой аппарат просто не готов к этому. В таком возрасте достаточно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику — с их помощью речевой аппарат ребёнка будет становиться сильнее, звукопроизношение чётче, а интонационная сторона речи приобретёт новые краски.

Хотелось бы несколько слов сказать про саму постановку звука р. Происходит она двумя способами:

  1. по подражанию;
  2. механический способ.

Логопедические упражнения на звук р для детейПервый способ возможен, если ребёнок ориентируется в органах речевого аппарата, то есть для ребёнка не составляет труда повторить команды по типу: поднять язык к носу, опустить к подбородку; облизать верхнюю губу, упереться кончиком языка в нижние зубки. По этому способу ребёнок будет повторять за логопедом определённый ряд действий, которые помогут ему в правильном звукопроизношении звука р.

Читайте еще:  Крем под подгузник «Мустела»: описание и полезные свойства

Второй способ происходит с помощью логопедических зондов. Это специальные палочки с разными наконечниками, которые используются для постановки проблемных звуков.Для звука р логопеды используют зонд с круглым наконечником, который помогает языку создать нужную вибрацию при звукопроизношении звука р. Конечно, набор зондов стоит не так дёшево, так что для домашней практики вы можете использовать остатки чупа-чупса (вам нужна карамелька диаметром до 1 см). В случае использования зонда и карамельки вам нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить зубки ребёнку.

После постановки звуков приходит период автоматизации и дифференциации. Скажем проще — «рычать» мы малыша научили, а теперь самое время вводить звук р в речь. Но вводить стоит постепенно. Начинаем мы с открытых слогов: ар, ор, ур. Затем переходим к закрытым слогам: ра, ро, ру. После этого мы можем пробовать проговаривать однослоговые слова: рак, род, рык. При правильной последовательности у ребёнка не возникнут трудности при выполнении этих заданий.

Вопрос дифференциации звуков заключается в том, чтобы малыш не путал звук р с похожими по артикуляции звуками. Такими являются звуки л и в. Так что при автоматизации звука р вы должны следить, чтобы в словах и слогах он слышался отчётливо и внятно.

Хочется акцентировать внимание родителей на том, что ваши занятия должны быть закреплены визуальным эффектом. Каждое упражнение должно иметь предысторию и вызывать у ребёнка восторг, малыш должен хотеть заниматься. Хочется пожелать терпения и удачи родителям — не забывайте: всё получится, нужно только немного постараться!